Несколько слов из истории школы № 144..., а сегодня Школа с углубленным изучением математики № 1384 имени А.А. Леманского

Годом рождения школы считается 1950 г., когда на Новопесчаной улице построили новое школьное здание. Первые три года это была школа для мальчиков. Позднее появились и девочки. В памяти обывателей остался огромный актовый зал с хрустальной люстрой, яблоневый сад вокруг школы. О школе был снят фильм «Школьные годы » и Дмитрием Кабалевским была написана песня «Школьные годы чудесные», в фильме хорошо передается атмосфера 50-х годов. Учащиеся школы №144 закладывали сквер на 2-Песчаной улице (Улице Георгио Дежа), сажали деревья и кустарники. В эти же годы в школе училась дочь Василия Сталина (Сталина – Лина), внучка В.И. Чапаева, а также дети известных актеров (Столярова и др.) В школе проводилось много встреч с интересными людьми писателями, учеными, спортсменами.

В 60-е годы в школе формируется сильный педагогический коллектив, большое внимание подбору кадров уделяет директор школы Гринберг Юрий Львович. Многие преподаватели, пришедшие в школу в эти годы, проработали в школе до пенсионного возраста, стали лучшими учителями города, Отличниками народного образования, Заслуженными учителями. Учитель физкультуры - Гусев Вениамин Алексеевич, Отличник народного образования Российской Федерации, кавалер ордена «Дружбы народов».

Гусев Вениамин Алексеевич 1920 года рождения, работал в школе № 144 учителем физического воспитания с 1948 года. На протяжении многих лет Гусев В.А. был методистом по физкультуре, членом Совета ветеранов спорта САО г. Москвы.

Являясь участником Великой Отечественной Войны, Гусев В.А. уделял большое внимание военно-патриотической работе. Под его непосредственным руководством проводились походы по местам боевой славы в города-герои Одессу и Севастополь. Стали традиционными встречи с ветеранами в День Победы и мужества, которые проводятся в школе при участии члена Совета Ветеранов Приморской Армии Гусева В.А. В настоящее время в школе существует музей Боевой Славы Приморской Армии, Вениамин Алексеевич Гусев был создателем музея. Под № 1 Гусев Вениамин Алексеевич занесен в Книгу Почета работников образования Северного округа города Москвы.

Дынкина Нелли Борисовна - учитель математики, директор школы с 1983 г. по 1990г. Дынкина Н. Б. стала любимым учителем для многих учащихся математических классов, много сил, энергии, творчества было вложено в развитие школы.

Мансурова Галина Андреевна – учитель немецкого языка, проработала более 30 лет. Многие годы избиралась секретарем партийной организации, председателем профкома коллектива школы, учитель-методист, учитель высшей квалификационной категории, за многие годы работы в адрес Галины Андреевны приходили только положительные отклики. Внимательный и отзывчивый человек, знающий специалист, творческий педагог.

Веденкина Елена Степановна – учитель математики, директор школы с 1979 г. по 1983 г. Отличник народного образования, ветеран труда, награждена грамотами и благодарностями за добросовестный труд. Очень требовательная, владеющая предметом, мастер нестандартного урока. Много сделала для развития школы.

Савина Серафима Викторовна – учитель начальных классов, отличник народного образования, ветеран труда, награждена грамотами, благодарностями, медалью 850-летия Москвы. Любимая первая учительница для сотен младших школьников.

Сорокин Владислав Семенович - Заслуженный учитель России, учитель истории, автор многих статей по методике преподавания предмета в современном обществе. Педагогическая деятельность учителя началась в 1967году в школе №144, где он проработал 36 лет. За эти годы Владислав Семенович воспитал не одно поколение учеников, которые знали и ценили его как человека умного, энергичного, творческого, с неиссякаемым чувством юмора, а главное, беззаветно любившего свою работу. С именем Владислава Семеновича связаны самые славные страницы истории нашей школы: летние трудовые лагеря, экскурсии по местам боевой славы Приморской армии, открытие лицейских и гимназических классов. Многие годы Владислав Семенович Сорокин был членом экспертного совета по разработке и апробации учебно-методических пособий по истории.

Михайлова Инна Дорофеевна – учитель математики, проработала в школе белее 25 лет, замечательный учитель, профессионал, уважаемый родителями и учащимися педагог. Отличник народного образования, учитель-методист.

Шаина Ингалина Лазоревна – учитель биологии, проработала в школе более 30 лет. Отличник народного образования, учитель-методист, ветеран труда, всегда активно участвовала в жизни коллектива. Была наставником для многих преподавателей школы. Была одним из первых преподавателей, которые освоили программы профильного обучения по углубленному изучению биологии на базе психолого-педагогического университета.

Любимый учитель всех выпускников - Михайлова Тамара Александровна – учитель английского языка, работает в школе более 30 лет. Работала завучем по УВР, организатором; комсомольский лидер, инициативный, творческий человек. Любимый классный руководитель для многих поколений. Отличник народного образования, учитель первой квалификационной категории. Награждена грамотами и медалью 850-летия Москвы.

Оркина Евгения Моисеевна - учитель начальных классов, воспитатель гп , Отличник народного образования, награждена грамотами и благодарностями за многолетний добросовестный труд.

Большакова Марина Абрамовна, Сорокина Лидия Алексеевна, Сорокина Елена Сергеевна, Счетчикова Елена Валентиновна, Гусева Валентина Ивановна и многие другие учителя стали лучшими учителями города, в классы которых родители стремятся отдать учиться своих детей. Шаина Ингалина Лазоревна, Белова Любовь Александровна, Райхлин Леонид Борисович стали первыми в школе лауреатами премии Сороса.

Гершман Борис Соломонович - заслуженный учитель России, учитель математики, родоначальник математических классов, автор программ математических классов. В 1967 году в школе были открыты математические классы.

Это лишь маленькая доля той информации, которую мы хотели бы поместить в музей школ, а в ближайшее время дополнить сведениями об учителях, работающих и работавших в школе многие годы. В 1971 году в школе был создан музей Приморской Армии. В 2000 г. музей был восстановлен, обновлен и открыт в новом помещении к 50-летию школы. Школа стала базовым учреждением для ветеранов Великой Отечественной войны воевавших в Приморской Армии первого и второго состава, а также для ветеранов муниципального округа «Сокол». Возглавлял работу музея в школе со дня её основания, учитель физкультуры, участник ВОВ Гусев В.А., ветеран Приморской Армии, участник боевых действий (1920 г.р.), в 2002 г. на территории школы посажена «Аллея славы» героев Советского Союза, проживающих на территории района «Сокол».

В 1993 г. открыты гимназические классы.

С 1996 г. математические классы работают в режиме лицейских. Основным направлением развития школы становится профильная школа. Более тесное сотрудничество школы и вузов (МАИ, МГППУ, институт природообустройства, институт Дружбы народов. МГУ, МБИ, МГПИ, РАО лаборатория математики) начинается с приходом директора школы Пархоменко Нины Петровны (1994 г.). Именно в этот период школа приобретает свой новый «внутренний мир», превращается в современное, хорошо оснащенное школьное здание, начинает работать в режиме развития педагогический коллектив. В школе создано научное общество учащихся «Двенадцать в квадрате», через работу которого реализуется проектное обучение, выпускается школьная газета.

В 2001 году школа вступила в широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования. Педагогический коллектив творчески работает в режиме экпериментально-исследовательской деятельности. В 2004 году в городской экспериментальной площадке по «Разработке примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений г. Москвы на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования». 2006 год - участие и победа коллектива в Национальном проекте «Образование» явилась стимулом к саморазвитию и самосовершенствованию педагогического мастерства преподавательского состава.

В 2007 году школа включена в работу городской экспериментальной площадки «Общеобразовательная школа: научно-методическое проектирование модели профессиональной компетентности классных руководителей в решении задач совершенствования содержания воспитательного процесса», тема для разработки «Создание системы педагогического мониторинга воспитанности учащихся». Это позволяет нашему педагогическому коллективу решать задачи создания благоприятной среды для всестороннего развития личности; создавать условия для получения опыта социального взаимодействия и общения. Коллектив школы также работает в городских экспериментальных площадках «Содержание и организационно-педагогические условия проектной деятельности учащихся в образовательном процессе» и «Содержание и формы организации научно-исследовательской деятельности учащихся в непрерывной профилизации» с МАИ.

В 2008 году по результатам аттестации школа получила статус «Школы с углубленным изучением математики». Основными концептуальными положениями развития школы мы считаем следующие: расширенное и углубленное математическое образование необходимо для всех школьников независимо от профиля обучения; дифференциация математической подготовки необходима в старшей школе, возможна в основной и даже в начальной школе; уровневая и профильная дифференциация обучения должна обеспечивать гармоничное сочетание в обучении интересов личности и общества, соответствовать идеям личностно-ориентированного обучения.

Цель нового этапа развития школы определила новые задачи: внедрение разработанных технологий обучения и материалов по математическому образованию и развитию; введение модели математического образования и развития в систему предпрофильного и профильного обучения; информатизация учебно-воспитательного процесса; обеспечение учебно-воспитательного процесса современными здоровьесберегающими образовательными технологиями; обеспечение социально – психологического сопровождения процесса обучения и воспитания; совершенствование системы управления.

2009 г. школа стала творческой мастерской в рамках городской экспериментальной площадки 2-го уровня «Культура проектной деятельности как средство развития образовательной среды» В 2009 г. на базе школы создан Центр поддержки одаренных детей в области математики «Успех». Целью работы центра является поддержка одаренных детей в области математики, физики, информатики: создание условий, способствующих их оптимальному развитию. Большое значение администрация школы придает созданию единого информационного пространства и формированию в школе единой информационной среды с помощью информационных технологий, создания электронной базы данных, банка электронных программ, использования электронной почты и Интернет-ресурсов; использования электронного дневника школьника; создания внутришкольной локальной сети.

За последнее десятилетие школа стала одной из лучших в округе, участвует в городских и окружных мероприятиях, учащиеся школы неоднократно становились призерами олимпиад, интеллектуальных марафонов, соревнований. Среди выпускников школы много известных ученых, политиков, докторов и кандидатов наук, военных, врачей и учителей.

На базе школы проводятся методические семинары, преподаватели активно участвуют в проведении круглых столов, семинаров в других школах, конференциях; об опыте работы школы можно узнать из статей, опубликованных в городских и окружных сборниках. Проводится большая воспитательная работа, на протяжении многих лет сложились традиции школы, это празднование дня рождения школы и проведение фестиваля « За честь школы», конкурс талантов, предметные недели, посвящение в первоклассники, «Музыкальная весна», военно-спортивные игры, встречи с ветеранами Приморской Армии, в завершение учебного года проводится общешкольная военно-спортивная игра , посвященная Дню защиты детей Учитывая современные запросы общества, школа во главе с ее директором, Заслуженным учителем России Пархоменко Н.П., будет продолжать экспериментальную деятельность, сотрудничество в высшими учебными заведениями Москвы, развивать профильное обучение; повышать качество обучения и развития учащихся, уделяя большое внимание воспитанию, особенно воспитанию патриотизма, используя возможности города Москвы, школьного музея Приморской Армии. «Учениками славится Россия» и гордятся школы.

Ежегодно школа выпускает медалистов, за годы существования школы более сотни золотых и серебряных медалистов. Среди выпускников школы ученые, инженеры, военнослужащие, учителя и врачи, рабочие. Многие стали кандидатами и докторами наук, политическими деятелями, руководителями крупных предприятий и организаций.

В 2010 году школе присвоено имя Александра Алексеевича Леманского, выпускника школы 1953 года, доктора технических наук, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, Лауреата Государственной премии СССР, Лауреата премии Академии Наук СССР им. А.А. Расплетина, Лауреата национальной премии «Золотая идея» комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами Александра Алексеевича Леманского. А.А.Леманский возглавлял разработки антенных устройств для зенитно-ракетных систем (ЗРС) С-300ПМУ, С-200ДЭ, С-300МПУ1, разработку ЗРС С-300ПМУ2. Руководил работами по созданию не имеющих аналогов в мире зенитно-ракетных систем «Триумф». Генеральный конструктор новейшей зенитно-ракетной системы (ЗРС) С-400. Именно ему удалось создать мощнейшую мобильную радарную систему, основанную на фазированных решетках, которая стала электронными глазами ПВО, способными видеть за сотни километров.

За большой личный вклад в развитие оборонно-промышленного комплекса страны награжден Благодарностью Президента РФ (1999 г.) и Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2008 г., посмертно) В школе №1384 в школьном музее создана экспозиция, посвящённая А.А. Леманскому, оборудован стенд о его жизни и деятельности. Постоянно проводятся экскурсии на НПО «Алмаз», где работал Александр Алексеевич.